Что выбрать?
Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.
Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3. Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5, а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.
Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger, а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240, оснащенную DJ-модулем.
Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB.
Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.
В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».
Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell.
Если вы только готовитесь к знакомству с миром винила, не спешите доставать из кошелька тысячи долларов. Виниловый звук требует привыкания, а настоящий почитатель качественного звучания должен быть педагогом для себя же самого: учителем, делающим акцент на последовательности развития.
Приготовлено при поддержке Audio-Technica.
iPhones.ru
Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил. Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема –…
Рассказать
В поисках идеального материала
Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак.
Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон, а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон, становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.
В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.
Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок.
Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.
В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка. В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.
Что об этом думают зачинщики переворота
Стив Степп, основатель National Audio Company, считает неоспоримой заслугу крупных лейблов, но само по себе возвращение аудиокассет на рынок — однозначной победой независимой сцены.
Начиная с 2006 до 2012 года его компания отмечала постепенный и устойчивый рост интереса к аудиокассетам, но не предполагала, что он станет таким ошеломляющим к 2014-2015 году.
Ретро-революция.
Вот, что произошло, по его мнению. И Степп видит большое и яркое будущее для аудиокассет, потому что люди, которые снова начали их покупать, уже были знакомы с миром цифрового аудио, но предпочли аналоговый звук.
По словам Ли Рикарда, одного из основателей Burger Records, музыка, записанная на кассеты, звучит и ощущается совершенно иначе.
Аудиокассеты компактны, удобны для коллекционирования, часто содержат уникальные обложки, а стоят дешевле чашки кофе. Нет ничего лучше прямой покупки кассет у местных начинающих музыкантов для их поддержки.
«Мы — старая школа. Мы аналоговые. Нам нравится трогать всякие штучки. Чувствовать их. Мы чувствительны и принимаем всё близко к сердцу. При переводе в двоичный код теряется слишком много всего, что невозможно описать простыми словами. Компьютер понимает только нули и единицы. Всё остальное — теряется».
iPhones.ru
Невероятное возвращение из мёртвых.
Рассказать
Характеристики винилового проигрывателя ION Audio Max LP:
- Разъемы подключения: USB, RCA, minijack 3,5 мм;
- Скорость воспроизведения: 33/45/78;
- Мощность встроенной АС: 2х5 Вт;
- Размер: 48х45х19 мм;
- Масса: 4500 г.
Внешний вид позволит виниловому проигрывателю ION Audio Max LP отлично вписаться, на мой взгляд, в любой интерьер, будь то квартира в стиле хайтек с панорамным остеклением или более привычная однушка в хрушевке. Проигрыватель смотрится просто отлично, многие знакомые, видевшие его, были приятно удивлены тем, насколько лаконичным может быть дизайн современного винилового проигрывателя.
Для оформления производитель использовал классическое светлое дерево на верхней части корпуса, впрочем встречается в продаже вариант и в темном исполнении.
Отдельно стоит отметить удобную прозрачную крышку, защищающую устройство от пыли. А питание аппарата обеспечивает небольщой адаптер, входящий в комплектацию.
Виниловый проигрыватель ION Audio Max LP на удивление функционален. Основное его предназначение – воспроизведение современных виниловых дисков на скорости 33 об/мин, но он может работать и на более высоких скоростях 45 и 78 об/мин, которые характерны для более старых пластинок. В последнем случае, правда, производитель рекомендует заменить тонарм на опциональный, который рассчитан на работу на высокой скорости.
Примечательно то, что здесь имеются встроенные колонки, причем они хорошо вписаны в общий дизайн и не вызывают чувства отторжения своим видом. На верхней панели есть регулятор громкости и запас ее, несмотря на скромные характеристики, весьма значителен.
Для тех, кто не привык использовать интегрированные решения, присутствует вариант подключения к аналоговой звуковоспроизводящей аппаратуре через соответствующие разъемы.
Удивительно, но этот виниловый проигрыватель можно подключить и к ПК через USB-интерфейс. И если вы нашли какую-то редкую пластинку, то с помощью этого устройства не составит труда перевести ее в цифровой вид, сохранив для потомков. С помощью комплектного программного обеспечения можно записать не только весь диск целиком, но и разделить его на отдельные треки.
Управление виниловым проигрывателем ION Audio Max LP, как и полагается, сделано предельно просто. Достаточно передвинуть звукосниматель на пластинку и включить питание. Причем есть возможность как автоматической остановки по завершению звукозаписи на пластинке, так и ручной.
Во время тестирования мы прослушали целую коллекцию пластинок, как отечественного, так и импортного производства. Аппарат выдает довольно интересное звучание, имеющее теплую тональную окраску. Треки группы Overhead буквально захватывают с самого начала воспроизведения, потому как в виниловом исполнении появляются нюансы, которых не слышно при прослушивании в цифровом виде. Да и пластинка Александра Беляева «Русская карусель» в исполнении баяна производства «Мелодия» звучит очень впечатляюще. На высокой громкости нередко слышно легкое потрескивание, возникающее при движении головки проигрывателя. В целом, качество звучания, я бы оценил на оценку 4+. Оно неплохо проработанное, с массой деталей, которые не свойственны цифровым записям.
Хронология возвращения
Эпицентр современной кассетной лихорадки оказался в Калифорнии.
В 2007 году Шон Борман и Ли Рикард основали звукозаписывающую компанию Burger Records, быстро ставшую центром местной независимой музыкальной сцены. Им удалось сплотить вокруг себя более 1000 исполнителей и несколько фестивалей.
Изначально они решили выпускать музыку на кассетах, потому что никто другой этим больше не занимался, а для начинающих музыкантов и их поклонников это могло стать отличным и, главное, недорогим способом распространения и прослушивания записей.
Себестоимость одной кассеты находилась в районе $2, тогда как в магазине они продавались по $5 — такая цена всех устраивала.
Успех независимого лейбла не остался незамеченным. В 2015 году к Burger Records обратились парни из Green Day для перевыпуска культового альбома Dookie от 1994 года.
Шон Борман не мог поверить своим глазам и ушам: этот альбом ему включал на аудиокассете ещё его отец, а тут сама группа пришла к нему с таким важным делом.
Но то был уже гребень волны. Популярность к аудиокассетам вернулась чуть-чуть раньше.
Начиная с 2013 года многие музыкальные ритейлеры практиковали так называемые Cassete Store Days для особых ценителей, где люди могли купить редкие записи. До 2014 года эти дни кассетных распродаж не представляли особого интереса для широкой публики, но всё изменилось с выходом саундтрека к первым «Защитникам Галактики».
Интересный маркетинговый ход, напрямую связанный с музыкальной коллекцией одного из героев фильма, возымел плоды. В 2014 году было продано 11 500 копий саундтрека и около 5 000 копий в 2015 году.
Это запустило цепную ностальгическую реакцию. Крупные музыкальные лейблы начали переиздавать не только старые релизы популярных исполнителей, но и выпускать новые. Джастин Бибер, Eminem, Twenty One Pilots, Канье Уест и другие стали издаваться на кассетах.
Один из альбомов Нелли Фуртадо вообще вышел только на кассетах. Группа Metallica перевыпустила 7-трековое демо 1982 года “No Life ‘Til Leather” тиражом 10 000 экземпляров с воссозданной заново рукописной обложкой барабанщика группы Ларса Ульриха.
Возвращение аудиокассет на рынок официально состоялось
Правда, у современных кассет есть одно важное отличие от кассет далёкого прошлого: новые релизы крупных музыкантов содержат коды для загрузки цифровых версий альбомов
Кто и зачем стал покупать кассеты
Прежде всего это были поклонники малоизвестных независимых местных групп. Музыканты не могли заказывать большие тиражи кассет, поэтому партии от 100 до 1000 штук оседали в руках немногочисленных фанатов.
Внезапно вернувшийся интерес мейджор-лейблов к аудиокассетам изрядно разозлил некоторых особо фанатичных ценителей и защитников инди-сцены, потому что, по их мнению, привёл поколение молодёжи, не способной оценить всю прелесть подобных релизов.
Треки нельзя переключить. Сменить исполнителя тоже нельзя. Как этим вообще можно пользоваться?
Но когда эмоции поутихли, стало понятно, что на волне хайпа кассеты стали покупать как современные пользователи стриминговых сервисов, узнавшие, что музыка бывает не только в цифровом формате, так и люди возрастом до 35 лет, у многих из которых до сих пор на ходу старые автомобили с кассетными магнитолами.
С чего все началось
Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.
Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.
Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.
Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.
Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.
Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.
Pro-Ject Debut Carbon EVO/2M Red
Самый минималистичный проигрыватель.
Pro-Ject Debut Carbon EVO-2M Red
Продолжает рейтинг лучших LP-проигрывателей Pro-Ject Debut Carbon EVO/2M Red. Это модернизированная модель, наиболее продаваемая в своем классе, где прямой тонарм непосредственно идет с карбоновой цельной трубочкой. Идеальный выбор для меломанов-новичков, которые проявляют интерес к винилу. Сапфировые подшипники тонарма демонстрируют пониженный коэффициент трения. У предшествующей модели взята за основу система демпфирования, касаемо регулировки скорости — это не механика, а электроника (при скорости вращения 33 об/мин, также 45, может 78). Соответствующая кнопка не портит лаконичный дизайн, находится с нижней стороны шасси. Картридж Ortofon 2M red установлен заводской.
Габариты проигрывателя при весе 6 кг составляют 415х113х320 мм. Оснащено устройство стальным опорным диском, вес которого составляет 1,7 кг. Выравнивание проигрывателя по высоте можно производить теперь на любых поверхностях, благодаря трем регулируемым металлическим опорам. Двигатель снабжен дополнительным демпфированием, радует бесшумной работой.
Основные характеристики
- Тип звукоснимателя: MM
- Форма иглы: эллиптическая
- Прижимная сила: 1.5 – 2 г
- Тонарм: поворотный, прямой (карбон)
- Привод: ременной
- Переключение скоростей: автоматическое
- Фонокорректор: отсутствует
- Мощность: 4 Вт
- Диаметр опорного диска: 300 мм
- Отношение сигнал/шум: 68 дБ
- Материал: MDF/ДВП
Видеообзор
- Электронный переключатель скорости.
- Бесшумная работа двигателя.
- Три регулируемые металлические опоры для выравнивания устройства по высоте.
- Простота в эксплуатации.
- Удобное управление.
- Легкая настройка.
Тонарм без полозьев, с фиксированными составляющими крепления картриджа.
Винил сегодня
С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.
Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.
Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:
- дизайна;
- установленного предусилителя;
- форм-фактора.
Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.
Как выбрать виниловый проигрыватель?
Как выбрать LP-проигрыватель?
Выбрать виниловый проигрыватель не так-то просто, особенно людям, которые ранее не видели и не использовали подобную технику
Существует много нюансов, на которые следует обращать внимание при покупке. Основные из них:
- Функциональные особенности. По этому принципу все виниловые проигрыватели делятся на ручное управление, полуавтоматический и автоматический проигрыватель, полный автомат. Об особенностях работы каждого более детально:
Ручное управление. Это свидетельствует о том, что в проигрывателе отсутствует какая-либо автоматика. Следовательно, тонарм снимается с держателя и подводится к пластике вручную, далее – механический микролифт опускает иглу на пластинку. По окончании прослушивания игла остается в канавке диска до тех пор, пока не будет вручную тонарм возвращен в исходное положение.
Полуавтоматический проигрыватель. Его ключевая особенность – отсутствие системы перемещения тонарма от держателя к началу пластинки. Однако, такие модели оснащены микролифтом с электрическим приводом и автостопом.
Автоматический проигрыватель. В данном случае участие человека не требуется для прослушивания виниловой пластинки. После старта техника самостоятельно поднимает тонарм с держателя, подводит иглу к дорожке диска, срабатывает полный автостоп. У пользователя есть возможность вручную выбирать размер и скорость вращения пластинки.
Полный автомат. Такие модели оснащены всеми функциями предыдущей разновидности техники, но отличие заключается в дополнительном оснащении датчиками, которые устанавливают факт наличия пластинки, ее размер и задают оптимальную скорость вращения.
Тип привода. Виниловые проигрыватели могут быть оснащены приводами следующих типов: пассиковый, прямой и роликовый. Ознакомимся с особенностями работы каждого более детально:
Пассиковый привод или Belt Drive. Передача вращения производится за счет пассика (ремня). Основные достоинства таких моделей – сила вибрации сведена к минимуму, невысокая себестоимость таких моделей, простота производства. Изготовляют пассики из резины, которая с течением времени подвержена растяжению и деформации.
Роликовый привод. В этих моделях вращение обеспечивается за счет резинового ролика, который одновременно соприкасается с осью мотора и внутренним краем бортика опорного диска. Проигрыватели с роликовым приводом имеют более сложное строение и стоимость на них выше.
Прямой привод. Характерная особенность – опорный диск размещен непосредственно на роторе мотора. На сегодняшний день – это самый распространенный вид привода.
Вес и материал LP-проигрывателя. При производстве основания и диска используются различные материалы.
Основание преимущественно изготовляют из МДФ, акрила и пластика. Модели, изготовленные из пластика, самые легкие, из-за чего во время работы сильно вибрируют. Предпочтительный вес основания – 7 кг, все что меньше – не сможет обеспечить высокое качество звучания.
Диск винилового проигрывателя могут изготовлять из стали, алюминия и полимерных сплавов. Наиболее предпочтительный вариант – полимерные сплавы. От покупки проигрывателя с алюминиевым диском лучше воздержаться, поскольку этот материал ощутимо вибрирует и слабо фиксирует пластинку, что чревато образованием множественных пятен на ней.
Наличие дополнительного функционала. В данном случае все зависит от индивидуальных предпочтений потенциального владельца винилового проигрывателя. Наиболее распространенный дополнительный функционал: крышка для защиты корпуса и диска от загрязнений и пыли, электронный переключатель скоростей, USB-разъем для записи звука на внешний накопитель, возможность подключения винилового проигрывателя к компьютеру и т.д.
При выборе лучшего винилового проигрывателя рекомендуем посоветоваться с продавцом-консультантом, внимательно изучить отзывы в интернете на понравившуюся модель
Важно, чтобы при использовании не возникало сложностей с настройкой техники. Ознакомившись с основными критериями выбора, советуем приступить к изучению нашего рейтинга лучших виниловых проигрывателей в 2022 году
Рейтинг LP-проигрывателей
Crosley T 150
LP с двумя колонками.
Crosley T150
Crosley T 150 — это не обычный проигрыватель, а целый аудиокомплект, который позволит оценить качественное звучание. В одном устройстве совмещены современные технологии, интересный лаконичный дизайн. Для ценителей качественного звучания эта обновленная модель, как находка. Алюминиевый литой диск, две скорости проигрывания (33 об/мин, также 45) позволят оценить чистое звучание, лишенное посторонних шумов. Эксклюзивный виниловый проигрыватель нового поколения Crosley T 150 для меломанов, которые ценят качественные бюджетные устройства с невероятным звучанием.
Вес проигрывателя составляет 3.6 кг при размерах 660х300х200 мм. Материал корпуса — качественный матовый пластик, автоматическое управление. Данный проигрыватель оснащен двумя колонками по 30В, есть Bluetooth (4.2 версия), магнитный картридж, встроенный усилитель, RCA-разъем. Двухскоростной проигрыватель отличается стильным дизайном с превосходной начинкой.
Основные характеристики
- Тонарм: поворотный, прямой
- Привод: ременной
- Переключение скоростей: автоматическое
- Фонокорректор: отключаемый
- Мощность: 35 Вт
- Подключение: Bluetooth
- Материал: MDF/ДВП
Видеообзор
- Простое управление.
- Лаконичный дизайн.
- Качественное звучание.
- Есть функция Pith control.
- Доступная стоимость.
- Неудобное расположение кнопки включения.
- Пластиковый корпус.
Битва «форматов»
Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.
Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.
Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.
Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.
Моно-стерео-квадро.Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.